четверг, 29 октября 2009 г.

Секта и мифы о них.

                                                         Секта

Секта (от лат. secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления.
Отсутствие чётких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение. Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequi — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать». Понятие «секта» трудно приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет. Хочется также заметить, что самого Иисуса распяли как сепаратиста, политического и религиозного сектанта, а Его учение называли ересью Назорейской, и первоапостольская церковь была сектой по определению, потому что она откололась от господствующей тогда религии, Иудаизма, император Нерон называл и гнал христиан как сектантов, так что под определение секты может попасть любая религия или ответвление. Каждая религия от чего-то когда-то отделилась., а значит каждая религия просто по определению является сектой, просто разросшейся.
Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют четкого научного определения, которое бы жестко обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светской науке. Поскольку эти понятия не имеют научного определения, то они отсутствуют как в международном, так и в российском законодательстве. По этой же причине они не называются и не раскрываются в фундаментальном светском научном словаре «Христианство», изданном под общей редакцией известного религиоведа академика РАН Л.Н. Митрохина в 1994 году. Абсолютное большинство отечественных религиоведов использует лингвистически нейтральные термины, которые определены в законодательстве, — «религиозное объединение», «религиозная организация», «религиозная группа», либо «новое религиозное движение». В законодательстве Российской Федерации также не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет безусловно негативную смысловую нагрузку, а его употребление может оскорбить чувства верующих. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и Большое жюри Союза журналистов РФ не раз отмечали, что неоправданное использование данного термина в отношении конкретной религиозной организации противоречит нормам морали и этики (Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г., Решение общественной коллегии по жалобам на прессу от 27 ноября 2006 г., Решение Большого жюри Союза журналистов России от 18 ноября 2004 г. № 42). Также следует относиться и к терминам «тоталитарный культ», «тоталитарная секта». Так, по мнению член-корреспондента РАН, профессора МГУ и главного редактора журнала «Филологические науки» А.А. Николаева, изначально слово «секта» имело отрицательную коннотацию, в том числе по отношению к религиозным движениям, религиозным меньшинствам. В связи с этим понятие «секта», «сектант» может восприниматься как оскорбительное членами религиозных организаций. В официальной лексике предпочтительно и правильно употреблять понятие «религиозная организация», «религиозное объединение» и «член религиозной организации» как имеющее нейтральное смысловое значение (Николаев А.А. О понятии «секта» // «Религия и право», 1999. № 2. С. 23). 

В законодательстве не только нет такого понятия как "секта" и следовательно не имеет юридической силы, но также ВСЕ организации ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИЕСЯ ЗАКОННО, на законных основаниях не могут является сектами по определению.

Как известно Российское Законодательство не предусматривает такого термина. Все группы верующих определяются, как Религиозные объединения (тем самым подчеркивается их организованность). Объединения в свою очередь подразделяются, на Религиозные группы и Религиозные Организации.

Религиозная группа:

"Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица". ( Ст.7 )

Говоря "неюридическим" языком, религиозная группа, представляет собой объединение граждан, которые проводят свою деятельность без государственной регистрации. Собираются, молятся, но регистрироваться не хотят или не могут по тем или иным причинам.

Религиозная Организация:

"Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица". ( Статья 8 )

В чем же отличие между этими двумя видами Религиозных Объединений? Первые не могут выступать, как юридическое лицо, вторые таковым являются. Конечно, если есть статус юридического лица, то намного проще выступать субъектом права в силу сложившегося в обществе отношения к незарегистрированным РО.
Здесь мы говорим о самом важном аспекте, поставленного мною вопроса. Так что же включает в себя термин «секта»? Определение этого слова мы не найдем в праве. Как мы выяснили основной закон, регламентирующий религиозную жизнь в нашей стране, вообще не содержит такого термина. Нет его и в других Федеральных Законах или иных нормативных актах.
Теперь другой момент. Слова секта нет в Библии. Поэтому говорить о том, что он относится к сфере теологии, также не совсем корректно. Христианское Богословие опирается на Библию. Но в ней нет этого слова, т.к. оно происходит из латинского языка. А этот язык не является языком оригинала Библии. Есть в Библии греческое слово "ересь", которое переводится, как "разномыслие", "разделение во мнениях". Основное значение этого слова - "тот, кто думает не так как мы". Ересь (от греческого — «выбор, направление, мнение»). Например, для фарисеев Христианство было ересью. А для Христианина, ересью является (например) отвержение Божественности Иисуса Христа. И в то же время Павел использует это слово не всегда в негативном свете: "Ибо надлежит быть и разномыслиям ("ересь") между вами, дабы открылись между вами искусные". (1-е Коринфянам 11:19). Но это слово имеет довольно-таки обширное значение. И само по себе оно не несет в себе нечто угрожающее безопасности общества. Ещё очень интересный момент находится в текстах Библии, в книге Деяний: «и представителем Назорейской ереси» (Деян.24:5) 

В последнее время стало очень модно объявлять себя представителями нового направления в «науке», которое называется "сектоведение" или "сектология".
Но проблема в том, что никто не знает такого направления науки, как "сектология". По крайней мере, в нашей стране ей не учат. Можете посмотреть Приказ Министерства Образования от 5 марта 1994 года N 180 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями на 25 июля 1996 года). К нему есть доступ на официальном сайте Министерства Образования. Так вот в этом приказе перечислены все научные дисциплины, обучение которым может проводиться в нашей стране. Есть в нем "теологи" (под номером 520200), есть в нем "религиоведение" (522400). Но вот неведомой науки "сектоведение" или ее сестры "сектологии", обнаружить мне не удалось. Хотелось бы спросить господ "сектологов", а где вы учились?
Понятие «секта» относится к таким сферам, как "социология" и "религиоведение" Религиоведение рассматривает секту, как некую группу, которая откололась от основных религиозных течений. Социология так же выделяет секту, как некий социум, замкнутый в себе. Но этот термин не несет негативной нагрузки в социологии. 

Ведущий «сектолог» России:

Вот, например, "ведущий сектолог" России А.Л. Дворкин. Пишет статьи, раздает интервью, выступает на радио и ТВ. А откуда у него «звание» такое? Какое у него образование? На самом деле Александр Леонидович в свое время эмигрировал в США, и является гражданином именно этой страны.

Вехи образования Александра Леонидович включают в себя: 

1) В 1980 году степень бакалавра по специальности ''Русская литература''. (Хантер-Колледж Нью-Йоркского университета) 
2) Продолжил образование в Свято-Владимирской Православной духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. 
3) В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) защитил докторскую диссертацию ''Иван Грозный как религиозный тип''. 

Как мы видим, г-н Дворкин специализировался по 3 направлениям науки: литература, история и богословие. Ни социологии, ни религиоведения. И кстати замечу, нет в его "списке" и психологии. В нашумевшей передаче на НТВ ("Очная ставка"), которая была посвящена "угрозе со стороны «сект» «неопятидесятников»" он, например, делает такие заявления:
"Трансовые состояния, в которые входят представители этих движений, приводят к тому, что в кровь выбрасывается интерфин и андреналин".
И далее о "трансовом состоянии": "Это определенная музыка. Повторение ключевых фраз. Изменение тембра и силы голоса. Рассаженные в разных местах зала клакеры(?), которые задают тон поведения. И подобные простые техники, которые может овладеть человек со средними способностями". 

Хотелось бы спросить: "Александр Леонидович, а откуда такие сведения? Ведь вы не психолог и не психиатр. Или у вас на руках есть заключение психологической экспертизы?". Но подозреваю, что на мои вопросы не будет ответов.
При этом можно заметить манипуляции над самими названиями организаций, официальное название названных так выше "Неопятидесятников" звучит: "Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)", но при этом лжеучёные "сектоведы" добавляют приставку "нео", что добавляет в обществе России на сегодня отрицательные стереотипы. По сути вещей, после слов "Неопятидесятники" для честности, православный "сектовед" должен говорить "Неоправославие". И вот еще, какой вопрос мне не дает покоя. Спасая Русь от нашествия сектантов, разоблачая их коварные замыслы, которые направлены против нашей Родины, Александр Леонидович почему-то в упор не хочет принимать Российское Гражданство. Как-то не очень хорошо получается для спасителя Отечества. 

Итак. Что же о самом термине секта. Давайте еще раз вернемся к определению, которое дает БЭС:

«СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа)- религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах». 

Так что же, подходят ли протестантские Церкви под это определение? Люди, которые пытаются доказать это обычно выводят такую "логическую" цепочку: протестанты не православные, они откололись. А раз православие Господствующая Церковь, то они «секта»! И человеку не искушенному это действительно покажется убедительным. Но при этой трактовке сразу возникает несколько вопросов. Что подразумевать под выражением: "господствующая Церковь"? Естественно первое, что приходит на ум - Русская Православная Церковь. Но!

1) Федеральный Закон "О Свободе Совести и Религиозных Объединениях" гласит: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и
равны перед законом". 
2) И другой момент. Можно ли считать Господствующей Церковь, служения которой регулярно посещают около 3% граждан, а один из важнейших обрядов - "великий пост" соблюдают около 9%? Подробнее... 

Идем дальше. В приведенном нами из словаря определении говорится: "отколовшаяся от господствующей церкви". Но ведь большинство протестантских Церквей никогда не откалывалось от православия! Вот, например молокане или духоборы, да. Там хоть прослеживается связь. Но протестанты не откалывались от Православия. Если уж от кого-то они и откололись, так это от Католицизма.
А теперь посмотрим на вторую часть определения: "В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах". Что понимать под этими словами? То, что их не интересуют другие люди? Если так, то это не подходит к протестантам, т.к. они то, как раз и пытаются идти в массы и заявлять о том, что им не безразличны проблемы современного общества. Ведь именно их вы чаще всего видите и встречаете желающими предложить свою помощь нуждающимся или проповедующими Евангелие.

Конечно, «Сектоборцы» вкладывают в понятие религиозного тоталитаризма совершенно иной смысл – тот, который как бы позволяет «отмазать» их собственную церковь от признаков тоталитаризма и одновременно «разоблачить» в тоталитаризме духовных «конкурентов». Но эта позиция опирается отнюдь не на науку, и «сектоборцы» выступают, скорее, как представители лженауки. А вот что пишет представитель настоящей науки (академической) – Игорь Кантеров, доктор философских наук, профессор МГУ им М.В. Ломоносова, зам. Председателя Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при МЮ РФ:
«… типологизация (классификация) религий — дело не только сложное, но весьма ответственное. Ведь не только в далеком прошлом, но и в наши дни причисление конкретной группы или организации верующих к категории, носящей негативный оттенок, порождает дискриминацию и даже преследования. Вот почему научное религиоведение и социология религии относят классификацию религии к важнейшим и в то же самое время сложнейшим проблемам названных дисциплин».
«… любая религия, – пишет в НГ-Религий доктор исторических наук Сергей Фирсов, – по своей сути тоталитарна (если, разумеется, мы вспомним изначальный смысл латинского слова totalis - весь, полный, целый). Верующий человек "знает истину". Если же он религиозно не "тотален", то вряд ли стоит называть его верующим». Разумеется, это относится к членам всех религиозных сообществ, а не только к христианству: в любом религиозном сообществе верующий убеждён, что «знает истину». Поскольку эта истина в его представлении единственно верная, то это порождает её усиленную пропаганду и подавление иных («неистинных») убеждений, что и является религиозным тоталитаризмом. Этим испокон веков занимались и продолжают заниматься по сей день христианские церкви (хотя и не только они). Формы подобной деятельности могут быть в разные исторические эпохи и в разных общественных условиях различны, но особенно агрессивными и опасными они становятся в тех случаях, когда религиозные организации соединяются с государственной властью. «Святая» Инквизиция на Западе тому наиболее наглядный исторический пример, в России – Священный Синод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий